Электронная почта: mail@sudno1.ru
Основы судовождения
I. Навигация
II. Мореходные приборы и инструменты
III. Морские навигационные карты
IV. Морская лоция
V. Мореходная астрономия
VI. Электронавигационные и радиотехнические средства судовождения
VII. Метеорология
VIII. Океанография
Судостроения XXI века
Статьи

Графические задачи, решаемые на карте

Измерение расстояний на карте производят при помощи циркуля-измерителя, ножки которого устанавливают на две заданные точки. Затем, не меняя угла расствора ножек, измеритель приставляют к ближайшей боковой рамке карты, в той же широте и определяют расстояние.

При измерении большого расстояния, если оно не может быть измерено одним расствором измерителя, его делят на отдельные отрезки и определяют длину каждого отрезка.

Прокладка  на  карте с  помощью транспортира и параллельной линейки

Рис. 39. Прокладка на карте с помощью транспортира и параллельной линейки

Для нанесения на карту точки по заданным координатам на вертикальной рамке отмечают карандашом место, соответствующее широте заданной точки, и на горизонтальной - место, соответствующее ее долготе. Через отмеченные места при помощи параллельной линейки проводят две пересекающиеся прямые, одна из которых параллельна географическому меридиану, другая - географической параллели. В местах их пересечения и будет находиться заданная на карте точка.

Снятие координат точки, нанесенной на карте, производится циркулем-измерителем. Поставив одну ножку измерителя в заданную точку, другую отодвигают до тех пор, пока она не коснется ближайшей параллели. Затем, сохраняя расствор измерителя, переносят его на вертикальную рамку: одну ножку ставят на ту параллель, до которой измерялось расстояние, а другая на этой же рамке укажет отсчет широты данной точки. Точно так" же снимается долгота, только все действия производят относительно меридиана, а отсчет снимают с горизонтальной рамки.

Прокладку ИК и ИП на карте от заданной точки М (рис. 39) производят с помощью транспортира и параллельной линейки. Транспортир накладывают на промежуточный меридиан карты, ближайший к заданной точке, таким образом, ,чтобы центральный штрих транспортира и деление на его градуированной дуге, соответствующее заданному курсу или пеленгу, совпали с этим меридианом. Затем к планке транспортира подводят параллельную линейку и, не изменяя ее положения, переводят одну половинку линейки к заданной точке на карте. Через эту точку проводят прямую, которая и будет линией ИК или МП.

Направление линии, проложенной на карте, определяют также с помощью параллельной линейки и транспортира. Параллельную линейку совмещают с проложенной на карте линией, после чего прикладывают к линейке транспортир, который перемещают вдоль среза линейки до тех пор, пока центральный штрих транспортира не совпадет с ближайшим меридианом карты. Деление дуги транспортира, совпадающее с линией меридиана, пбкажет истинное направление проложенной на карте линии. Под каждым делением дуги транспортира нанесены два отсчета, отличающиеся друг от друга на 180°. Если линия ИК или ИП направлена в нордовую половину горизонта, то на дуге транспортира снимают верхний отсчет, если же в зюйдовую, то - нижний отсчет. Точность снятия отсчетов с транспортира составляет 0,1°.

Сущность графического счисления пути судна. Для обеспечения безопасности плавания необходимо постоянно и тщательно наносить на карту путь движения судна. Судоводитель должен в любой момент знать место судна, иметь возможность ориентироваться по карте в окружающей обстановке, знать расположение надводных и подводных опасностей относительно пути судна, правильно выбирать курсы для дальнейшего плавания. Постоянный учет движения судна называется счислением.

В зависимости от условий плавания счисление производят двумя способами. При длительных океанских плаваниях применяют метод письменного счисления. При письменном счислении судоводитель рассчитывает координаты судна на нужный момент по формулам и затем наносит вычисленное место на карту.

При плавании вблизи берегов относительно небольшие глубины и наличие подводных и надводных опасностей требуют от судоводителя особого внимания к ведению счисления. Поэтому при плавании в пределах видимости берега необходимо непрерывно следить за перемещением судна и тщательно вести графическое счисление, или прокладку пути судна.

Прокладка представляет собой совокупность всех графических работ, производимых на карте, и необходимых вычислений и является одним из основных видов решения повседневных штурманских задач на морской карте. Обозначения, наносимые на карту при ведении навигационной прокладки, должны соответствовать приведенным в Наставлении по организации штурманской службы на судах морского флота.

Прокладка ведется по линии ИК, на которой откладываются расстояния, пройденные судном по лагу в определенный, отмечаемый момент времени. Прокладка ведется непрерывно в течение всего времени нахождения судна в рейсе. Начинают ее сразу ж после выхода судна из порта или с места якорной стоянки, откуда прокладывают линию первого ИК, отмечая момент времени в числителе, а в знаменателе, отсчет лага (см. приложение 1).

В начале каждого часа, а также при перемене курса на карте отмечают точку - место судна, которое называется счислимым, полученное при помощи компаса и лага (при плавании в открытом море - один раз за вахту).

Во время плавания для контроля правильности счисления периодически определяют место судна визуальными (по береговым ориентирам), радионавигационными и астрономическими способами. Подобные наблюдения называются обсервациями, а полученное в результате и нанесенное на карту место судна - обсервованным местом. Обсервованное место судна определяется точкой пересечения двух или более линий, которые называются линиями положения.

Линиями положения чаще всего бывают пеленги береговых предметов. Для определения места судна достаточно иметь две линии положения. Однако во всех случаях, когда представляется возможность, следует определять место судна по трем (и более) линиям положения (пеленгам), так как третий пеленг будет как бы контрольным, свидетельствующим о точности определения.
Все права защищены © 2007
sudno1.ru