Электронная почта: mail@sudno1.ru
Основы судовождения
I. Навигация
II. Мореходные приборы и инструменты
III. Морские навигационные карты
IV. Морская лоция
V. Мореходная астрономия
VI. Электронавигационные и радиотехнические средства судовождения
VII. Метеорология
VIII. Океанография
Судостроения XXI века
Статьи

Рекомендуем посетить:

Качка и методы борьбы с ней
Колебания судна под воздействием внешних факторов – не только малоприятное, но и достаточно вредное для здоровья человека явление. Кроме того, резкая качка может стать причиной аварии судна при неблагоприятных обстоятельствах, поэтому судостроителями разных лет разрабатываются всевозможные методы снижения качки.

Различают несколько видов качки. Продольные колебания судна называются килевой качкой, поперечные – бортовой, и поступательные колебания в одной плоскости – вертикальной. Есть также понятие рыскание – резкие и нерегулярные колебания вокруг вертикальной оси координат, связанной с судном. В реальных условиях более всего распространена смешанная качка, то есть колебания в различных направлениях. Наибольший дискомфорт для организма человека причиняет бортовая качка.

Судовая качка характеризуется периодом: это время одного полного колебания, измеряемое в секундах. Чем выше эта величина, тем более комфортным становится состояние человека.

Для снижения качки применяются различные методы, и самым действенным из них является изначально правильное проектирование судна, когда на самых первых стадиях расчетов закладывается оптимальное соотношение метацентрической высоты как основного показателя остойчивости и периода качки данного судна.

К сожалению, далеко не все суда прошлых, да и нынешних лет постройки, являются достаточно комфортными в плане качки. Именно поэтому инженеры вынуждены использовать дополнительные средства, называемые успокоителями качки. В частности, это пассивные успокоители, расположенные в подводной части в районе скулы судна. Это сварные металлические конструкции, скуловые кили, призванные снижать бортовую качку, однако их эффективность объективно невелика. Более действенными конструктивными мерами снижения качки являются активные успокоители, скуловые рули. По сути, это скуловые кили, но управляемые, имеющие возможность менять угол наклона и ширину. Минус подобных методов состоит в увеличении сопротивления корпуса за счет наличия выступающих в подводной части конструкций. Кроме того, скуловые кили подвержены коррозии и нуждаются в особом уходе.

Современные же суда снабжаются, в основном, специальными электронными приборами, гироскопами, результативность которых в снижении качки очевидна.

Кроме того, экипаж судна также может напрямую влиять на резкость и период качки, осуществляя правильную загрузку и балластировку.

Все права защищены © 2007
sudno1.ru