Электронная почта: mail@sudno1.ru
Основы судовождения
I. Навигация
II. Мореходные приборы и инструменты
III. Морские навигационные карты
IV. Морская лоция
V. Мореходная астрономия
VI. Электронавигационные и радиотехнические средства судовождения
VII. Метеорология
VIII. Океанография
Судостроения XXI века
Статьи

Приборы, работающие от гирокомпаса

Репитер (рис. 74) - прибор, повторяющий показания основного прибора гирокомпаса. Репитеры устанавливают в штурманской и рулевой рубках, на крыльях мостика, в каюте капитана и в других местах судна, где необходимо иметь,прибор курсоуказания.

Настенный репитер (см. рис. 74) (в каюте капитана, штурманской рубке) крепится на специальном кронштейне на переборке. Репитер представляет собой водонепроницаемый металлический корпус, закрытый сверху стеклом. Внутри корпуса находится принимающий электромотор. Принимая показания датчика основного компаса, ротор электромотора при помощи зубчатой передачи разворачивает картушки внутреннего точного и наружного грубого отсчета. Картушка грубого отсчета разбита на 360° с ценой деления 1° и оцифрована через 10°. Картушка точного отсчета разбита на 10° с ценой деления 0,1°. Над картушками закреплена курсовая черта.

Рулевой матрос удерживает судно на курсе по картушке точного отсчета. Если судно следует курсом 275°, курсовая черта будет находиться против деления 275° картушки грубого отсчета и против деления 5° картушки точного отсчета, так как последняя показы

Репитер и Курсограф

Рис. 74. Репитер Рис. 75. Курсограф


вает только единицы и не показывает десятки и сотни градусов.

За поворотом судна на новый курс необходимо следить по картушке грубого отсчета и после прихода на курс подправить его по картушке точного отсчета. Для снятия отсчета курса по репитеру с картушки грубого отсчета снимают сотни и десятки градусов, а по картушке точного отсчета - единицы и десятые доли градуса. На кольцевом ободе репитера нанесен азимутальный круг для взятия курсовых углов. Согласование показаний репитера с основном компасом производят специальным ключом, вставляемым в отверстие сбоку корпуса репитера.

Курсограф (рис. 75) - прибор, предназначенный для непрерывной автоматической записи курса в течение рейса, а также для контроля за работой рулевого матроса. Лента курсографа с записью курса является контрольным документом при разборе аварий.

Показания основного компаса передаются на репитерный моторчик курсографа, который приводит в движение два пера 2, записывающих курс судна на бумажной ленте 3, разделенной вертикальными линиями на 90° через 1° и с четырьмя шкалами: 0-90°, 90- 180°, 180-270°, 270-360°. Для того чтобы прочесть запись курса, сначала по записи левого (четвертного) пера определяют четверть, в которой расположен курс судна, затем со шкалы, соответствующей четверти, снимают курс, записанный правым (курсовым пером). Так, например, если левое перо пишет в третьей графе, а правое перо показывает курс 63°, то действительный курс судна будет 180+63 = 243°.

Электродвигатель времени 4 при помощи лентопротяжного механизма 5 вращает ведущий валик, на который наматывается лента 3 с делениями 2 ч от 0 до 24 ч. Зная, что отрезок ленты между двумя поперечными линиями проходит за 10 мин, можно определить время в момент снятия курса. Перед включением показания курсографа необходимо согласовать с основным гирокомпасом и на ленте курсографа проставить дату и судовое время.

Репитеры (рис. 76), вынесенные наружу (например, на крылья мостика), подвешивают в карда-новом подвесе 2 на специальной колонке, называемой пелорусом и состоящим из двух частей - верхней 3 и нижней 4, соединенных болтами. Внутри нижней части укреплены коробка 5 с реостатом 6 для регулировки накала ламп освещения шкал репитера.

Пелорус с   репитером

Рис. 76. Пелорус с репитером
Все права защищены © 2007
sudno1.ru