Электронная почта: mail@sudno1.ru
Основы судовождения
I. Навигация
II. Мореходные приборы и инструменты
III. Морские навигационные карты
IV. Морская лоция
V. Мореходная астрономия
VI. Электронавигационные и радиотехнические средства судовождения
VII. Метеорология
VIII. Океанография
Судостроения XXI века
Статьи

Ручной лот

Лот служит для измерения глубины моря, океана под килем судна. Что могло служить лотом для первых мореплавателей? Видимо, поначалу, при малых глубинах, длинная палка или шест, затем веревка с привязанным на конце камнем. Кстати, последнее приспособление, как самодельное, употребляется и до сих пор рыбаками, охотниками, туристами. Наверное, лот- один из самых простых приборов, созданных человеком для нужд мореплавания.

Измерение глубины особенно необходимо при плавании в районах с малыми глубинами, чтобы предотвратить касание грунта днищем судна, посадку на мель, а еще хуже - на камни. Поэтому для обеспечения безопасности мореплавания достаточно, чтобы можно было измерять сравнительно небольшие глубины (до двухсот метров), пользоваться устройством на ходу судна и с необходимой быстротой и точностью получать результат. Первым более совершенным устройством стал ручной лот (хотя и шест, и веревку с камнем тоже можно назвать ручным лотом). Палку заменил так называемый футшток (от слова фут), которым можно измерять глубины менее 12 футов, или 4 м. Ручным лотом измеряют глубины до 50 м с судна или шлюпки на ходу при скорости до 5 уз.

Ручной лот (рис. 33) состоит из свинцовой или чугунной гири, которая и называется лотом, и прикрепленного к гире троса, называемого лотлинем. Гиря имеет обычно вид продолговатой пирамиды или конуса высотой 25-30 см и массой 3-5 кг. Сбоку на лоте (гире) отмечается его масса. На верхнем конце лота имеется ушко, куда продевается проволочная стропка, обшитая кожей, за которую крепится лотлинь. В нижнем широком основании лота сделана выемка



Рис. 33. Ручной лот

в виде чашечки, заполняемая смесью сала с толченым мелом. При касании лотом (гирей) дна к этой массе прилипают частицы грунта - песок, ракушки, камешки, и по ним можно судить о характере грунта.

Лотлинь - белый пеньковый трос длиною более 50 м. Для удобства отсчета измеряемой глубины лотлинь размечают или, говоря морским языком, разбивают -на деления, отмечаемые марками из кожи или парусины и холста, вырезанными в виде зубцов, топориков и т. п. Различная форма таких марок (рис. 34) дает возможность и ночью на ощупь узнать марку и таким образом определить, сколько линя ушло в воду и, следовательно, узнать глубину под килем. Разбивка лотлиня производится по следующей системе. Десятки метров обозначаются флагдуками различных цветов: 10 м - красным, 20 - синим, 30 - белым, 40 - желтым, 50 м -бело-красным.

Число метров, оканчивающееся цифрой пять, обозначается жожаной маркой с топориками: 5м- маркой с одним топориком, 15 -< с двумя, 25 -- с тремя, 35 - с четырьмя> 45 м - с пятью топориками.

В каждой пятерке первый метр обозначается кожаной маркой с одним зубцом, второй-с двумя зубцами, третий - с тремя, четвертый - с четырьмя зубцами. Таким образом, 1 м, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41, 46 м обозначены марками с одним зубцом; 2 м, 7, 12, 22, 27, 32, 37, 42, 47 м - с двумя зубцами; 3 м, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48 м - с тремя; 4 м, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49 м - с четырьмя зубцами.

Для того чтобы при дрейфе лотлинь не попал под корпус судна, лот бросают всегда с наветренного борта. Матрос, встав на место, набирает в одну руку небольшую бухту лотлиня, ровными шлагами, наблюдая, чтобы они не перепутались и лотлинь мог свободно вытравливаться. Для удобства бросания лота в лотлинь на расстоянии 2-3 м от вершины гири заделывают клевант из твердой породы дерева. По команде с мостика матрос начинает раскачивать лот над водой и затем делает три-четыре круговых размаха. В тот момент, когда лот, пройдя нижнюю точку, начнет подниматься, лотовый выпускает клевант. Лот летит вперед и падает тем дальше, чем сильнее лотовый раскачал лот перед бросанием. Затем лотовый травит лотлинь до тех пор, пока лот не достигнет дна. Если лотлиня вытравлено больше, чем требуется, лотовый быстро подбирает слабину.

Когда судно подойдет к месту бросания лота, лотовый, заметив, что лотлинь принял вертикальное положение, приподнимает лот, ударяя гирей о грунт, замечает марку у воды и докладывает: "Глубина столько-то метров". Если лотовый не почувствовал удара лота о грунт, значит лот не достал дна. В этом случае замечают марку у воды и докладывают: "Пронесло столько-то метров". Ночью лотовый замечает марку, которая у него в руке, и из этой величины вычитает высоту надводного борта. После окончания измерения глубины лотлинь хорошо просушивают и наматывают на деревянную переносную вьюшку.

Ручной лот до настоящего времени используется на судах. Он прост и безотказен в эксплуатации, уход за ним заключается в тщательной просушке лотлиня после его употребления и в периодической проверке его разбивки. Недостатками ручного-лота являются: невозможность измерения больших глубин; необходимость уменьшать ход во время измерения; затраты значительного, времени на измерение; возможное изменение длины лотлиня из-за частого намокания и высыхания. Одно время для измерения больших глубин пользовались диплотом, который отличался от ручного лота большей массой гири, и диплотлинем длиною в 200 м. В свое время, в 30-х годах существовал довольно оригинальный способ звукового определения глубины посредством свободно бросаемых с борта судна особых "бомбочек", названных электролотом. При ударе о морское дно бомбочка взрывалась, по секундомеру замечали промежуток времени между падением ее в воду и приходом звука от взрыва.
Все права защищены © 2007
sudno1.ru