Электронная почта: mail@sudno1.ru
Основы судовождения
I. Навигация
II. Мореходные приборы и инструменты
III. Морские навигационные карты
IV. Морская лоция
V. Мореходная астрономия
VI. Электронавигационные и радиотехнические средства судовождения
VII. Метеорология
VIII. Океанография
Судостроения XXI века
Статьи

Что такое лоция?

Основная задача мореплавания с самого его зарождения - безопасно провести судно из одного пункта в другой. Во время первых недалеких плаваний суда проводил морской проводник - лоцман. Он использовал свой опыт многократных плаваний в одном и том же районе либо устные рассказы моряков и ориентировался по приметному береговому рельефу и небесным светилам. По мере развития мореплавания появилась потребность провести судно из одного Порта в другой не только безопасным, но и наиболее выгодным путем. Для этого было необходимо заранее выбрать путь судна и обеспечить его плавание именно по этому маршруту. Подобную задачу не могли осилить даже самые искусные лоцманы, и появилась необходимость создать соответствующие "средства судовождения, первыми из которых были карты и книги лоций, содержащие мировой опыт мореплавания, накопленный к тому времени. С дальнейшим развитием мореплавания и методов судовождения лоцманское искусство, основанное на личном опыте одного человека, превратилось в науку лоцию, имеющую свои методы и теорию.

Лоция как предмет представляет собой часть науки судовождения, в которой рассматриваются вопросы выбора морского пути и навигационного обеспечения судовождения, а также морские опасности и средства оборудования морских путей. Особое внимание здесь уделяется навигационным пособиям, картам, описаниям маршрутов и т. д.

Лоциями называются и специальные книги, служащие руководством для плавания, в которых приведена подробная навигационная и гидрометеорологическая характеристика океанов, морей и их частей (заливов, проливов). В лоциях содержится информация по обеспечению безопасности мореплавания в открытом море вдали от берегов или при плавании в прибрежных зонах, в узкостях, в подходных к портам каналах и в других случаях.

Лоция также указывает способы поддержания материала навигационных пособий на современном уровне и содержит рекомендации по методике сбора сведений для их обновления и пополнения. Кроме лоций, на каждом судне должны быть и другие навигационные пособия: карты, атласы, описания средств навигационного оборудования. Перед выходом в плавание судоводитель обязан по лоциям и другим навигационным пособиям тщательно изучить район предстоящего перехода: опасности и навигационное оборудование, ветры и течения, ознакомиться с местными береговыми ориентирами. Если предстоящее плавание будет проходить в узкостях и шхерах, то судоводитель заранее рассчитывает компасные курсы и точки поворота на отдельных участках перехода. Таким образом, можно видеть, насколько велика роль лоции в обеспечении безопасности мореплавания.

Систематическое изучение океанов и морей в навигационном и гидрометеорологическом отношениях, а также составление и издание морских карт, лоций и. других навигационных пособий осуществляет ГУНиО МО СССР. Кроме того, Гидрографическое предприятие ММФ (ГП ММФ) занимается навигационно-гидрографическим обеспечением плавания судов морского флота, развитием и внедрением новых средств и методов судовождения, а также обеспечением мореплавания по Северному морскому пути.
Все права защищены © 2007
sudno1.ru