Электронная почта: mail@sudno1.ru
Основы судовождения
I. Навигация
II. Мореходные приборы и инструменты
III. Морские навигационные карты
IV. Морская лоция
V. Мореходная астрономия
VI. Электронавигационные и радиотехнические средства судовождения
VII. Метеорология
VIII. Океанография
Судостроения XXI века
Статьи

Понятие о магнетизме судового железа

Магнитный компас, помимо склонения, имел еще одну «слабость». Он оказался весьма чувствителен к судовому железу. Пока корабли строили деревянными и на них было немного металлических предметов, это свойство проявлялось незначительно. Хотя еще в середине XVII в. было замечено, что в разных местах корабля компас показывает по-разному.

Несколько позже было замечено, что на показания компаса существенно влияют металлические предметы, перемещаемые вблизи него. Во время одной из морских экспедиций было установлено, что показания компасов, установленных в одном и том же месте, но на разных кораблях, неодинаковы. Дальнейшие исследования земного магнетизма позволили сделать следующий вывод.

Та магнитная сила Земли, которая уводит магнитную стрелку компаса от направления на географический полюс Земли, или из плоскости истинного меридиана одновременно действует и на стальной корпус судна, а также и на все металлические предметы, на нем находящиеся: Корпус судна воспринимает магнетизм Земли и сам как бы становится магнитом, в свою очередь оказывая влияние на стрелку компаса. Такое влияние вредно, так как новые магнитные силы, возникающие в судовом корпусе, уводят компасную стрелку из плоскости магнитного меридиана. Это явление было названо девиацией. Однако прошло не менее полутора столетий, прежде чем удалось объяснить явление девиации.

Итак, современные суда, имеющие стальной набор корпуса, обшивку, создают собственное магнитное поле. Поэтому на стрелку магнитного компаса, установленного на судне, кроме магнитного поля Земли, будут действовать магнитные поля, создаваемые судовым железом, работой различных электроустановок и т. п.

Судостроительная сталь, или железо, в магнитном отношении делится на два сорта - твердое и мягкое. Железо, которое раз намагнитившись, становится само как бы постоянным магнитом и потом долгое время сохраняет свойства магнита, даже если магнитная сила и прекратила своё воздействие, называется твердым в магнитном отношении. Железо же, которое, намагнитившись, сохраняет свойства магнита только пока на него действует магнитная сила, называется мягким в магнитном отношении.

Под действием указанных магнитных сил стрелка компаса, установленного на судне, отклонится от магнитного меридиана. Вертикальная плоскость, проходящая через продольную ось подвешенной за центр тяжести стрелки магнитного компаса, установленного на судне, называется плоскостью компасного меридиана. Линия пересечения плоскости истинного горизонта наблюдателя с плоскостью компасного меридиана называется компасным меридианом.

Угол в плоскости истинного горизонта наблюдателя между магнитным и компасным меридианами называется девиацией магнитного компаса (рис. 13, а, б). Этот угол отсчитывается от нордовой части магнитного меридиана KOS1 или KW от 0 до 180°. Остовой девиации приписывается знак «плюс», вестовой - «минус».

Девиация  магнитного  компаса: а - восточная; б - западная - W

Рис.13. Девиация магнитного компаса: а - восточная; б - западная - W

Девиация магнитного компаса не является величиной постоянной и меняется во время плавания судна при изменении курса, широты. Твердое в магнитном отношении судовое железо, намагнитившись, приобретает постоянный магнетизм и действует на картушку магнитного компаса с постоянной относительно судна силой. При изменении судном курса эта сила также меняет свое направление относительно магнитного меридиана и вызывает поэтому на разных курсах неодинаковую по величине и знаку девиацию. Мягкое в магнитном отношении судовое железо при перемене курса перемагничивается, и поэтому на различных курсах оно действует на картушку компаса с силой, переменной по величине и направлению, и вызывает неодинаковую девиацию. При изменении судном широты изменяется напряженность магнитного поля Земли и, следовательно, намагниченность мягкого судового железа, что также вызывает изменение девиации. На судах проводят работы по уменьшению девиации, которая создает неудобства при пользовании магнитным компасом. Девиацию уничтожают, создавая в центре компаса магнитные силы, равные по величине, но противоположные по направлению тем силам, которые вызывают девиацию. Это делается установкой постоянных магнитов и так. называемого мягкого железа снабжения в виде брусков или шаров, размещаемых в непосредственной близости от компаса в специальных приспособлениях. Уничтожением девиации обычно занимаются специалисты - девиаторы, а иногда и судоводители. Однако полностью уничтожить девиацию магнитного компаса нельзя. Поэтому после уничтожения девиации у судовых магнитных компасов определяют остаточную девиацию, которая не должна превышать 2-3°, и составляют таблицу остаточной девиации (табл. 2) для компасных курсов через 10°, а также через 15°, начиная с 0°.

Для промежуточных курсов выбирают простым интерполированием.

По магнитному компасу определяют направления относительно компасного меридиана. К таким направлениям относятся компасные курсы и пеленги. Угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый по часовой стрелке от нордовой части компасного меридиана до носовой части диаметральной плоскости судна, называется компасным курсом (КК).

Угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый по часовой стрелке от нордовой части компасного меридиана до направления на предмет, называется компасным пеленгом (КЛ).

Зависимость между магнитными и направлениями

Рис.14. Зависимость между магнитными и направлениями.
Все права защищены © 2007
sudno1.ru