Электронная почта: mail@sudno1.ru
Основы судовождения
I. Навигация
II. Мореходные приборы и инструменты
III. Морские навигационные карты
IV. Морская лоция
V. Мореходная астрономия
VI. Электронавигационные и радиотехнические средства судовождения
VII. Метеорология
VIII. Океанография
Судостроения XXI века
Статьи

Прогноз или фантастика?

Прогноз или фантастика?


Грядущие годы таятся во мгле...
(А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»)

Человек всегда пытался предвидеть будущее. В далеком прошлом это касалось в основном личных судеб людей, однако по мере развития человеческого общества интерес распространился и на явления общественной жизни. Первоначально предвидение будущего было прерогативой служителей культа: оракулов, жрецов, пророков, шаманов, волхвов. Накопление знаний об окружающем мире и развитие науки превратило предвидение в теоретическую деятельность, заключающуюся в обосновании на базе известных фактов и закономерностей будущих событий или явлений. Научное предвидение сегодня охватывает разнообразные области жизни современного общества, развитие его социальных систем, науки и техники. С 60-х годов нашего века получили широкое распространение термины "прогнозирование" и "прогностика", которыми стали называть научное предвидение как область человеческой деятельности и соответствующие этой области теорию и методологию.

Теории и практике научно-технического прогнозирования посвящена обширная литература. Знакомство с ней показывает, что разнообразные методы прогнозирования сводятся в итоге к нескольким основным.

Прогнозирование на основе экстраполяции предусматривает распространение состояний и тенденций развития, имевших место в прошлом, на будущее. Очевидно, что методы этой группы "работоспособны" лишь для направлений развития науки и техники, имеющих достаточно большую "предысторию" и не стоящих "на пороге" революционных изменений. Что касается новых областей научно-технического прогресса, то в силу своей новизны они не имеют необходимой статистики , а значит, для предсказания их дальнейшего развития практически исключено использование методов экстраполяции.

Прогнозирование с помощью экспертных оценок представляет собой организованное изучение мнений специалистов о путях дальнейшего развития различных областей науки и техники. Разновидности этого метода ("Дельфы", "ранжирования оценок", "мозговой атаки" и др.) предусматривают процедуры повышения "продуктивности" экспертов, согласования различных точек зрения экспертов, их плодотворного влияния друг на друга и, как следствие, более объективную оценку сложившейся ситуации в прогнозировании.

Достаточно вспомнить гениальные предвидения Леонардо да Винчи, Ломоносова, Циолковского. Известны также удачные научно-технические прогнозы людей, не имевших непосредственного отношения к науке. Например, Жюль Верн в своих фантастических произведениях предсказал появление многих технических новинок, о которых даже не мечтали ученые и инженеры его времени.

Справедливости ради следует отметить, что наряду с удачными сверхдолгосрочными прогнозами известны и неудачные прогнозы, сделанные крупными учеными. Так, английский физик Э. Резерфорд, заложивший основы учения о радиоактивности и строении атома, в 30-е годы, т. е. всего лишь примерно за 10 лет до взрыва атомной бомбы и за 20 лет до появления судов с атомными энергетическими установками, считал невозможным практическое применение атомной энергии. В 50-е годы многие ученые-физики оптимистично предсказывали скорое овладение управляемым термоядерным синтезом, однако жизнь опровергла эти прогнозы.

Выступая в 1973 году перед преподавателями и студентами Ленинградского кораблестроительного института, американский судостроитель профессор Г. Бенфорд в своей лекции "Суда и судоходство в 2000 году" провел анализ прогнозов 1946 года, т. е. 27-летней давности, находящихся на границе долгосрочных и сверхдолгосрочных прогнозов в области судостроения'. Из 48 выбранных Бенфордом особенностей развития в 70-х годах судоходства и судостроения в 1946 году предсказывалось лишь 16, причем только 7 из них -достаточно уверенно, а остальные 9 - с некоторыми оговорками. Уверенно предсказанными направлениями явились: сохранение ведущей роли дизелей в судовой энергетике; медленное внедрение атомных энергетических установок в транспортном судостроении; широкое применение легированных сталей и пластмасс в качестве конструкционных материалов (хотя говорить о широком применении в судостроении пластмасс, как будет показано далее, пока все-таки преждевременно); совершенствование люковых закрытий и аппарелей; повышение уровня безопасности и комфортности на судах; применение огнестойких материалов для изготовления и отделки помещений; широкое развитие радиолокации и радиотелефонной связи.

Шесть совершенно «очевидных» в 1946 году тенденций в дальнейшем не подтвердились. Не получили развития трансконтинентальные пассажирские перевозки морским транспортом. Не нашли широкого применения на гражданских судах газотурбинные установки. Не подтвердилась устойчивость позиции паровых турбин. Не возрос удельный объем применения в транспортном судостроении алюминиевых сплавов. Не были разработаны (во всяком случае к 1973 году) противообрастающие покрытия на основе пластмасс. Не были внедрены на транспортных судах трехкоординатные радиолокаторы.

Подавляющее же большинство нововведений (32) в 1946 году не прогнозировалось вовсе, их появление в дальнейшем оказалось неожиданным. Никто не предсказывал тогда резкого роста грузоподъемности и водоизмещения танкеров. Не ожидалось появления контейнеровозов, судов с горизонтальной грузообработкой (хотя десантные корабли "с горизонтальной погрузкой" тогда уже были). Не предполагалось широкого развития пассажирских судов на подводных крыльях, применения ЭВМ в управлении технологическими процессами и производством и т. д., и т. п.

Число неудачных прогнозов в прошлом было, вероятно, не меньше (а скорее всего больше), чем удачных. И то, что они сегодня менее известны или вовсе неизвестны, объясняется особенностью человеческой памяти: помнить об удачах и стараться забыть неудачи. Из сказанного следует, что хотя возможность сверхдолгосрочных научно-технических прогнозов подтверждается опытом, такие прогнозы, находясь на стыке с научной фантастикой, всегда носят субъективный характер и вследствие этого ненадежны. Но все же такие прогнозы нужны. Ведь они предсказывают, как минимум, возможные, а зачастую и наиболее вероятные направления будущего развития техники, помогают понять логику ее развития. Учитывая это, попытаемся спрогнозировать развитие судостроения (как отрасли промышленности), скажем, на 100 лет вперед, т. е. представим себе, каким оно будет в 80-х годах XXI века.

Нельзя сказать, что такая попытка предпринята в этой книге впервые. Еще в 1967 году в Англии вышла небольшая брошюра "Судоходство: следующие 100 лет" (Shipping: the next 100 years. Glasgow, 1967), в которой был дан сверхдолгосрочный прогноз развития судов, т. е. продукции судостроения. В 1976 году С. И. Логачев в книге "Транспортные суда будущего", выпущенной издательством "Судостроение", обобщил зарубежный и отечественный опыт прогнозирования в области судоходства и судостроения и показал наиболее вероятные пути развития и совершенствования судов до 2000 года. Наконец, в 1973-1981 годах в ГДР вышли четыре прекрасно оформленных издания коллективной работы "Суда и судоходство будущего" (Schiffe and Schiffahrt von morgen, перевод на русский язык выпущен издательством "Судостроение" в 1981 году).

Все перечисленные работы освещают, однако, лишь пути развития судов и практически не касаются вопросов будущей производственной базы судостроения (исключение представляет последняя из упомянутых книг, в которой имеется небольшая глава о развитии судостроительного производства). А сверхдолгосрочные прогнозы в области судостроительного производства не менее важны, чем в области развития судов. Ведь современный судостроительный завод, проектирование и строительство которого продолжаются несколько лет, служит много десятилетий, возможно столетия. Значит, при его проектировании желательно предугадать на десятилетия вперед технологию и организацию постройки будущих судов, чтобы у наших потомков возникало как можно меньше проблем с изменением его генерального плана и модернизацией цехов и сооружений.

Итак, судостроение XXI века. Каким же оно все-таки будет? Попытаемся ответить на этот вопрос, предварительно ответив на несколько подготовительных вопросов.

Вопрос первый: как изменятся в будущем потребности в продукции судостроения?
Все права защищены © 2007
sudno1.ru