Электронная почта: mail@sudno1.ru
Основы судовождения
I. Навигация
II. Мореходные приборы и инструменты
III. Морские навигационные карты
IV. Морская лоция
V. Мореходная астрономия
VI. Электронавигационные и радиотехнические средства судовождения
VII. Метеорология
VIII. Океанография
Судостроения XXI века
Статьи

Определение направлений в море

Через любую точку земной поверхности можно провести отвесную линию, или вертикаль zA, которая укажет направление zn - зенит - надир (рис. 4). Горизонтальную плоскость НН' проходящую перпендикулярно отвесной линии и через место наблюдателя точку А, называют плоскостью истинного горизонта наблюдателя. Вертикальную плоскость LU, проходящую через земную ось и место наблюдателя, называют плоскостью истинного меридиана наблюдателя.

Линия пересечения плоскости истинного меридиана наблюдателя с плоскостью истинного горизонта будет называться линией истинного меридиана, т. е. покажет направление линии NS, которая называется полуденной, так как в плоскости LL' Солнце бывает в полдень.

Вертикальная, плоскость КК', перпендикулярная плоскости истинного меридиана наблюдателя, называется плоскостью первого вертикала. Пересечение плоскости первого вертикала с плоскостью истинного горизонта образует на последней направление линии OstW. Для наблюдателя, находящегося в любой точке земного шара (за исключением полюсов, где отвесная линия совпадает с осью вращения Земли), линии NS и OstW указывают на основные стороны света - север, юг, восток, запад - на плоскости истинного горизонта. При этом для наблюдателя, обращенного лицом к северу, справа будет направление на восток, слева - на запад.

В судовождении приняты три системы деления горизонта: румбовая, круговая и четвертная.

Румбовая система (рис. 5) зародилась еще в эпоху парусного флота. В этой системе каждая четверть горизонта разбита на восемь частей, а весь горизонт на 32 части. Полученные 32 направления называются румбами. Румб представляет собой угол между двумя соседними направлениями, равный 1/32 части окружности, или 360° : 32 = 11 '/4°.

Румбы делятся на четыре главные N, Ost, S, W, четыре четвертных NO, SO, SW, NW, восемь, расположенных между главными и четвертными румбами - трехбуквенные NNO, ONO, OSO и т. д., и промежуточные, которых шестнадцать.

Для получения названия трехбуквенных румбов складываются названия главных и четвертных, между которыми они находятся. Название промежуточного румба образуется из названия ближайшего главного

Плоскости   и линии  наблюдателя

Рис. 4. Плоскости и линии наблюдателя

Картушка  магнитного компаса

Рис. 5. Картушка магнитного компаса

или четвертного румба, следующего за ним голландского слова "ten" (тэн), обозначающего предлог "к" и наименования главного румба, к которому приближается данный промежуточный румб, например NOtO, NWtN, NtO.

Румбовая система применяется для обозначения направлений ветра, течения или других приближенных направлений. Слово румб сохранилось как термин, обозначающий какое-либо направление в море.

В настоящее время основной является круговая система, которая используется для ведения прокладки на карте и во всех приборах, указывающих направление.

И отсчет ведется от направлений N или S в сторону Ost или W от 0 до 90°. При такой системе деления горизонта направление указывается числом градусов с наименованием четверти. Например, NOst45°, SW36°. Счет градусов в NOst и SW четвертях ведется по направлению движения часовой стрелки, а в SOst и NW четвертях - против часовой стрелки.

Четвертная система применяется обычно при астрономических определениях и при рассмотрении некоторых теоретических вопросов.

Для перевода направления, данного по четвертному счету, в круговой следует: в первой (NOst) четверти оставить число градусов без изменения; во второй (SOst) данное число градусов вычесть из 180°; в третьей (SW) к данному числу градусов прибавить 180°; в четвертой (NW) данное число градусов вычесть из 360°. Наименование четверти при переходе от четвертного счета к круговому не пишется. Например, направлению SOst 36,0° в круговой системе будет соответствовать направление, равное 144,0°.

В судовождении обычно приходится иметь дело с двумя направлениями - направлением движения судна и направлением на какой-либо объект. Направление движения судна может быть определено положением его диаметральной плоскости по отношению к плоскости истинного меридиана. Угол между нордовой частью плоскости истинного меридиана и носовой частью диаметральной плоскости судна называется истинным курсом (ИК) судна. Направление на какой-либо предмет определяется углом между нордовой частью плоскости истинного меридиана и вертикальной плоскостью, проходящей через место наблюдателя и наблюдаемый предмет, и называется истинным пеленгом (ИП). Истинный пеленг не зависит от направления диаметральной плоскости судна.

На плоскости истинного горизонта ИК и ИП изображаются углами, одной стороной которых является истинный меридиан, а второй - или линия курса - след от диаметральной плоскости судна (при определении курса) - или линия пеленга - след вертикальной плоскости, проходящей через место наблюдателя и наблюдаемый объект.. Истинные курсы и истинные пеленги отсчитываются от нордовой части истинного меридиана наблюдателя по движению часовой стрелки от 0 до 360°.

Угол между нордовой частью истинного меридиана и направлением от предмета на судно, отличающийся на 180° от истинного пеленга, называется обратным истинным пеленгом (ОИП).

Угол между носовой частью диаметральной плоскости судна и направлением на данный предмет называется курсовым углом (КУ). Курсовые углы отсчитывают от носовой части диаметральной плоскости судна по правому и левому бортам от 0 до 180° (рис. 6). Из рис.6 находим: ИП2 = ИК+КУ пр/б; ИП1 = ИК-КУл/6.

Если в первой формуле ИП2 получится больше 360°, то из этой величины надо вычесть 360°. Если во второй формуле ИК<КУ, то к ИК надо прибавить 360°. ^Из формулы ИП2=ИК+КУ пр/б можно получить КУ=ИП2-И К. При этом, если результат получится со знаком "плюс", КУ будет правого борта, если со знаком "минус" - левого борта.

Если курсовой угол составляет 90° правого или левого борта, он называется траверзом судна. Так и говорят, например, "На траверзе правого борта - маяк".

Истинные направления направлениями и Зависимость  между истинными и гирокомпасными

Рис.6. Истинные направления направлениями Рис.7. Зависимость между истинными и гирокомпасными

Если ЯЯ=Я/С+90°, то наблюдаемый предмет расположен на траверзе правого борта, а если ИП=ИК-90°, то объект расположен на траверсе левого борта.

Гирокомпасные курсы и пеленги. Главная ось гирокомпаса под действием направляющей силы должна устанавливаться в плоскости истинного меридиана. Однако гирокомпас, как любой прибор, имеет поправку. Поэтому ось гирокомпаса устанавливается не в плоскости истинного меридиана, а в плоскости гироскопического.

Курсы и пеленги, снимаемые с гирокомпаса, называются гирокомпасными (рис. 7).

Гирокомпасным курсом (Г К К) называется угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый по часовой стрелке от нордовой части гирокомпасного меридиана до носовой части диаметральной плоскости судна. Гирокомпасным пеленгом (ГКП) называется угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый по часовой стрелке от нордовой части гирокомпасного меридиана до направления на ориентир. Горизонтальный угол между истинным и гироскопическим меридианами называется поправкой гирокомпаса АГК.

Если нордовая часть гироскопического меридиана отклоняется к Ost от истинного меридиана, то поправка гирокомпаса называется остовой и ей приписывается знак "плюс", если к W, то поправка называется вестовой и ей приписывается знак "минус". Из рис. 7 можно установить следующую зависимость между истинными и гироскопическими курсами и пеленгами:

И К = ГКК + ГК     ГКК =ИК - ГК

ИП = ГКП + ГК     ГКП = ИП- ГК

Отсюда поправка гирокомпаса

ГК = ИК - ГКК = ИП- ГКП.

Поправка гирокомпаса не зависит от магнитного поля Земли. Она меняется после чистки, разборки или ремонта, а также после каждого нового запуска гирокомпаса. Поэтому ее следует периодически определять.
Все права защищены © 2007
sudno1.ru