Электронная почта: mail@sudno1.ru
Основы судовождения
I. Навигация
II. Мореходные приборы и инструменты
III. Морские навигационные карты
IV. Морская лоция
V. Мореходная астрономия
VI. Электронавигационные и радиотехнические средства судовождения
VII. Метеорология
VIII. Океанография
Судостроения XXI века
Статьи

Развитие электрорадионавигации

Чтобы следить за движением судна, необходимо иметь навигационные приборы и с их помощью определять точку, в которой находится судно, глубину моря под ним, его курс и скорость, расстояние до других подвижных и неподвижных объектов. Эта навигационная информация необходима для обеспечения безаварийного плавания по заданному пути в назначенное время. К подобным навигационным приборам и системам относятся гирокомпасы, лаги, эхолоты, радиолбкационные станции (РЛС) и целый ряд других.

Производство морских штурманских приборов в РОС: сии началось в первой половине XVIII в. В середине XVIII в. в России создаются первые печатные труды по судовождению. В 1759 г. академик М. В. Ломоносов написал сочинение "Рассуждение о большей точности морского пути", в котором, в частности, предлагает несколько приборов оригинальной конструкции.

В 1804 г. академик Я. Д. Захаров впервые измерил расстояние акустическим способом.

Гироскопические явления были замечены человеком еще в древности. Об этом свидетельствует дошедшая до наших дней из глубины веков игрушка-волчок. Первая отмеченная в литературе попытка использовать свойства волчка в практических целях относится к 1742-1743 гг. Английский механик Д. Серсон построил прибор, который должен был при измерении высот секстаном указывать плоскость горизонта. В этом приборе перевернутая металлическая чаша, опирающаяся на шпильку, приводилась шнуром во вращение, а отполированное плоское дно чаши служило плоскостью искусственного горизонта.

Со второй половины XIX в. во многих странах искали возможность построить гироскопические приборы, пригодные для практического применения на флоте. В 1886 г. во Франции был сконструирован секстан с гиромаятником. Ротор гироскопа приводился во вращение сжатым воздухом. В конце XIX в. разработка гироскопического компаса из лабораторий перешла в промышленные фирмы.

Первые попытки автоматизации рулевого устройства судна относятся к этому же времени. Так, в 1892 г.- в Германии был выдан патент на автоматическое рулевое устройство, работающее от магнитного компаса.

В нашей стране теорию гироскопов начал развивать знаменитый ученый-кораблестроитель, математик и механик А. Н. Крылов. В 1909 г. он разработал теорию гироскопического успокоителя качки судна.

Начиная с 1932 г., отечественная промышленность приступила к серийному выпуску однороторных гироскопических компасов. В 1935 г. был разработан первый отечественный ультразвуковой магнитострикционный эхолот. Для малотоннажных судов в 1939 г. была начата разработка малогабаритного гирокомпаса "Гиря".

В конце 40-х и начале 50-х гг. был создан гирокомлас «Амур». В начале 50-х гг. завершились работы по усовершенствованию гирокомпаса "Курс". В конце 70-х годов был разработан новый тип гирокомпаса-гироазимуткомпас.
Все права защищены © 2007
sudno1.ru