Электронная почта: mail@sudno1.ru
Основы судовождения
I. Навигация
II. Мореходные приборы и инструменты
III. Морские навигационные карты
IV. Морская лоция
V. Мореходная астрономия
VI. Электронавигационные и радиотехнические средства судовождения
VII. Метеорология
VIII. Океанография
Судостроения XXI века
Статьи

Авторулевые

Автоматический рулевой так же, как и приборы, работает от основного прибора гирокомпаса.

Авторулевой - прибор, предназначенный для автоматического управления судовым рулевым приводом и, следовательно, автоматически, без участия рулевого матроса, удерживающий судно на заданном курсе. Авторулевой также производит повороты и изменения курса на заданную величину. В соответствии с полученным от датчика авторулевого сигналом рулевой привод совершает перекладку руля на определенный угол в сторону, противоположную уходу судна с курса. Как только судно начнет возвращаться на заданный курс, авторулевой отведёт руль, затем, удерживая его, переложит руль в противоположную сторону. Основной режим работы авторулевого - автоматический.

Обычно в нормальных условиях плавания судно рыскает вправо и влево на одно и то же число градусов. Но в других условиях плавания бывают случаи несимметричного рысканья. Так, в штормовую погоду при качке на волнении, когда судно постоянно рыскает в каждую сторону на разное число градусов, у авторулевого предусмотрена регулировка его чувствительности на изменение курса от рысканья. Подобная регулировка позволяет судну в штормовую погоду совершать небольшие отклонения от курса. Наиболее распространенный тип авторулевого, устанавливаемого на судах среднего и крупного тоннажа, - автоматический бесконтактный рулевой (АБР). Основной прибор АБР - пульт управления (рис. 77) - устанавливается в рулевой рубке.

Пульт управления содержит все основные элементы автоматического устройства и регулирования. На верхней крышке в центре пульта расположен репитер гирокомпаса 4 и аксиометр 5 заданного положения руля. Слева расположены переключатель видов управления 2 с двумя положениями "Автомат" и "Следящее" и рукоятка регулятора чувствительности /, справа-рукоятка регулятора тахометра 6. Кроме того, на крышке пульта находятся две сигнальные лампы 3, показывающие режим работы авторулевого. Спереди пульта имеется штурвал 7, предназначенный для перекладки руля при работе авторулевого в следящем режиме и для

Авторулевой

Рис. 77. Авторулевой

-управления изменением курса при работе в режиме автоматического управления.

В комплект авторулевых типа АБР входят два выносных поста управления (ВПУ), которые устанавливаются на крыльях мостика. ВПУ дают возможность непосредственно с мостика осуществлять резкие повороты судна в случае необходимости. После прекращения действия ВПУ судно автоматически выходит на ранее заданный курс.

Автоматические рулевые имеют ряд преимуществ по сравнению с ручным управлением. Авторулевой обеспечивает более точное удержание на курсе в различных условиях плавания и уменьшает величину и число перекладок руля, что дает заметное сокращение пути. Авторулевые значительно облегчают труд матросов.

В последнее время на транспортных судах устанавливают авторулевые новых типов: АРМ-2 для малых и АТР для средне- и крупнотоннажных транспортных судов.

Все системы автоматического управления курсом судна, построенные на базе отечественных авторулевых АР, АТР, "Аист", работают в режиме стабилизации судна на заданном прямом курсе. По мере развития и совершенствования методов программированного плавания эти же авторулевые могут быть использованы для обеспечения работы систем автоматического управления курсом судна в режиме слежения, когда судно не только следует заданным прямым курсом, но и автоматически выходит в расчетное время на новый заданный курс, совершая переход с одного курса на другой с заданной угловой скоростью поворота.

Авторулевые АР, АТР предназначены для работы в комплексе с гирокомпасами типа «Курс» и гироазимут-компасами "Вега", а авторулевые "Аист" также и с гирокомпасами "Амур". Авторулевые АР, АТР и "Аист" устанавливаются на вновь строящихся судах. Они имеют комбинированный пульт управления, совмещающий схемы автоматического и штатного управления. Все приборы, входящие в комплект авторулевых, имеют постоянную готовность к работе и рассчитаны на непрерывную эксплуатацию в течение плавания любой продолжительности.
Все права защищены © 2007
sudno1.ru